Тур на Маньпупунер: «Легендарный Маньпупунёр» на снегоходах. Екатеринбург - пос. Вижай - пос. Ушма - Ивдель
эту страницу сегодня
Снегоходная экспедиция предполагает посещение самой известной природной достопримечательности нашей страны, находящейся на территории Северного Урала, внесенной в список "Семи Чудес России" и рекомендованных к посещению туристами. Легендарного горного хребта каменных идолов-истуканов — плато Мань-пупу-нёр. Это уникальный памятник природы, возраст которого более 200 миллионов лет. Он намного древнее, чем египетские пирамиды и Сфинкс, куда старше, чем английский Стоунхендж и римский Колизей. Это самая красивая природная достопримечательность России. Многовековой ансамбль огромнейших каменных столбов-истуканов, стоящих на священной горе, о которых столетиями слагались легенды. Место силы и энергетических аномалий. 40-метровые мансийские болваны, являющиеся священными идолами для всех поколений народов коми и манси. Уникальные и неповторимые. Это будет интереснейшее путешествие по Уральской северной тайге на снегоходах. Сложное и экстремальное. Конечная цель — сверкающий на солнце, покрытый искрящимся льдом и снегом зимний Маньпупунёр. Команду сопровождают …
Прибытие на базу в пос. Вижай (или в пос. Бурмантово, в зависимости от выбранного варианта маршрута) в дневное либо вечернее время в зависимости от погодной ситуации и состояния дороги. Размещение в тёплом доме. Отдых (по желанию команды топится баня). Гид / шеф-повар занят обустройством кухни, сервировкой стола, приготовлением приветственного ужина. Горячий ужин. Возможные экскурсии в случае прибытия в п. Бурмантово в светлое время суток: посещение здания бывшей колонии строгого режима, в котором под стражей содержались заключённые, камер содержания заключённых и изоляторов-карцеров, а также посещение пристани реки Лозьва, на которой работали заключённые, заготавливая лес для сплава. Свободное время. Общение участников группы. Обсуждение планируемого маршрута. Вечерние индивидуальные дела. Спутниковая связь с цивилизацией. Участникам экспедиции предоставляются спутниковые телефоны Thuraya, связь осуществляется при использовании собственных сим-карт, каждый участник экспедиции использует баланс только своей личной сим-карты. Клубные сим-карты используются только в экстренных случаях, а также при контрольных звонках, связанных с экстренными ситуациями и движением группы по маршруту. Ночь на базе "Вижай". (Либо в тёплом доме в пос. Бурмантово). При ночёвке в пос. Бурмантово баня не предоставляется. Автомобили участников команды находятся на охраняемой парковке базы "Вижай" (либо Бурмантово в зависимости от выбранного варианта маршрута) на протяжении всего времени проведения экспедиции. СПРАВКА: пос. Вижай — самый крайний посёлок на севере Свердловской области, до которого можно доехать на автомобилях. Дальше дорог нет —только направления и вездеходные технологические просеки. В 1930-1980 годах Вижай был населён главным образом сотрудниками ИвдельЛАГа. Посёлок Вижай находится на слиянии двух рек: Вижай и Лозьва, поселок построен в 20-30 годы ХХ века как колония-поселение. Из-за своего географического расположения поселок имел большое значение не только для туристов и путешественников, отправляющихся на север, но и для народа манси, представители которого использовали его как перевалочный пункт при поездках в больницу, в школу с детьми, в магазины на "большую землю" — в г. Ивдель. От посёлка Вижая начинаются маршруты до популярных туристических объектов: Перевал Дятлова, Маньпупунёр (плато мансийских каменных идолов), хребет Молебный Камень, хребет Чистоп и других. К 2010 году посёлок Вижай пришёл в запустение, население сократилось до 16 дворов. В августе 2010 года, в результате лесных пожаров посёлок Вижай практически полностью выгорел, чудом уцелел один дом на берегу реки, а также памятник героям Великой Отечественной войны. Погибших не было. Население в количестве 26 человек переселено в Ивдель. Официально восстановление посёлка не планировалось, однако, несмотря на это, люди возвращаются на пепелище, проживая в палатках, и строят себе новые дома собственными силами. Поселок стоит практически в устье реки Вижай, здесь в давние времена здесь был затон, лесобиржа и пирс для погрузки леса в баржи, который сплавляли молевым способом по реке Вижай. Название реки Вижай переводится с языка коми как «Святая река» или «Святой отец», манси называют эту реку Ялпынг-я, что имеет такой же перевод. Интересно, что река Вижай течет с горы Ялпынг-Нер, или Молебный камень, так что «священный» перевод названия очевиден. С пригорка в поселке хорошо видно гору Чистоп. По преданию манси, во время Всемирного потопа, на этой горе спаслись девять манси, ставшие родоначальниками впоследствии многотысячного народа. Здесь в 1939 году пропали в бескрайней тайге сорок бойцов НКВД, искавших десятитонное божество манси «Золотую Бабу», хранившуюся, по преданию в пещере у подножия горы Молебный Камень Именно отсюда, из Вижая, в соответствии с основным вариантом маршрута, стартует наша снегоходная экспедиция на далёкое плато Маньпупунёр. Пос. Бурмантово — небольшой наполовину пустующий посёлок на берегу реки Лозьва в 80 километрах от самого северного города Свердловской области — Ивделя. До революции поселок Бурмантово был самым северным русским селением в этих местах. Поселок основан Никитой Бурмантовым, выходцем с реки Колва. Время движения в пути Ивдель-Бурмантово определяется состоянием грунтовой дороги в зависимости от времени года (зимой — порядка 2-3 часов, летом — порядка 1,5-2 часов. Грунтовая дорога до Бурмантово проходит транзитом через пос. Полуночное, пос. Северный, Лозьвинский, колонию-поселение Шипичное, отворотку на пос. Вижай и приводит в один из уральских тупиков — пос. Бурмантово, близнецом которого является соседний поселок Хорпия). В пос. Бурмантово и Хорпия в прошедшем ХХ веке находились лагеря и колонии, входящие в систему ГУЛАГа, которые просуществовали до начала 90-х годов, затем были ликвидированы, а заключенные переведены ближе к г.Ивдель. Пос. Бурмантово был 13-м лаготделением Ивдельлага,1012зк. На сегодняшний день официально в пос. Бурмантово прописано 56 человек, в Хорпии — 80, основное население — бывшие заключённые и их охрана, работники колонии-поселения разного состава: русские, украинцы, латыши. Вокруг посёлков в лесу живут манси. Почти все дома в Бурмантово и Хорпии принадлежали ГУЛАГу, а в данное время находятся в ведении ГУФСИН. Находятся в обветшалом состоянии. Дороги в Бурмантово и Хорпии очень плохие, люди живут как в каменном веке, нет магазина и почты, иногда нет электричества, автобус приходит раз в неделю. Сегодня не предпринимается ничего для сохранения жизни в этих поселках — ни государству, ни администрации ГУФСИН они стали не нужны. Именно отсюда, из Вижая, в соответствии с выбранным командой вариантом маршрута, стартует наша снегоходная экспедиция на далёкое плато Маньпупунёр. Общее расстояние движения по трассе от Екатеринбурга: 620 км.
7:00 Подъём, утренние сборы. 8:00 Горячий завтрак (согласно меню). По желанию участников экспедиции время завтрака может быть спланировано заблаговременно. Упаковка личных вещей. Укладка в транспортировочные сани и в кофры ГСМ, общей амуниции, продуктов питания, личных вещей. Распределение обязанностей по транспортировке оборудования. Инструктаж по технике безопасного передвижения на снегоходе. Обучение особенностям передвижения на снегоходе по пересечённой местности. Тестовые проезды, проверка техники. 10:00 Старт экспедиции из поселка Вижай на плато Маньпупунер по направлению к мансийскому поселку Ушме. Пересечение рек Вижай, Тошемка, Ушминка и Лозьва. В позднее осеннее и весеннее время проведения экспедиций (поздней зимой) существует вероятность пересечения на маршруте ещё не замерзших (уже вскрывшихся) горных рек. В этом случае опытные гиды-проводники, используя свои знания маршрута при проведении данной экспедиции, указывают места для переправы снегоходной техники по открытой воде (брод). Подобные ситуации нередки, в связи с чем в первый день передвижения экспедиции предусмотрено преодоление не очень значительного расстояния. Нитка маршрута проходит по глухой таёжной вездеходной дороге. Передвижение осуществляется до национального мансийского посёлка Ушмы (60 км от точки старта), который представляет собой становище из нескольких жилых домов, расположенных по обоим берегам таёжной реки Лозьвы, стоящих вперемешку с покосившимися срубами и традиционными «избушками на курьих ножках». Одна из достопримечательностей этого места — это останки первой в СССР колонии-поселения, где проживали расконвоированные заключенные. В советские времена здесь работали лесопилка, баня, хлебопекарня, а также был разбит парк с детскими качелями и клумбами. С конца 70-х годов колония прекратила свое существование, жители поселка покинули эти места из-за отсутствия работы и перспектив. На данный момент останки поселка производят угнетающее впечатление: разрушенные и заброшенные дома, остатки скотного двора и груды искореженного металла. В случае старта снегоходной экспедиции из пос. Бурмантово (для подготовленных снегоходчиков это более экономный вариант, но менее комфортный) путешественники не пересекают горные реки, но двигаются на более значительное расстояние — 106 км напрямую по вездеходной лесной дороге до мансийской избы у озера Турват. 13:00-13:30 Обед (согласно меню). Минуем мансийский поселок и двигаемся по реке по направлению к базе Ильича и дальше, по заснеженной тайге — на север. Цель сегодняшнего дня — юрты семьи манси, живущих в самой глуши дебрей Северного Урала — на границе с Ханты-Мансийским автономным округом — у священного озера Турват. В течение второй половины дня снегоходчики пересекают замерзшие реки Ауспию и Лозьву, болота, непроходимые летом, проезжают по лесным дорогам и охотничьим тропам, двигаясь вдоль Главного Уральского Хребта строго на север. Слева, на западе остаётся печально-известный Перевал Дятлова с мистическими склонами горы мертвецов — Холатчахль, рекой Лозьвой и её притоками, текущими с хребтов горы Отортен, горой Хойэква и хребтом Чарка-Нур. В пути путешественники пересекают замерзшие реки: Сульпу, Ахтыл и Малую Сосьву, двигаются минуя горные хребты Мань-Томрат, Котильтомрат и Яныгтомрат по направлению к священной мансийской горе Ялпингнёр с раскинувшимся у её подножия священным для манси легендарным озером Ялпинг-Тур (Турват). Дневной прогон экспедиции занимает весь день световой день. 19:00 Прибытие в становище манси (юрты Турват), расположенное на берегу реки Малая Сосьва. Расположение участников экспедиции в тёплом доме. Общение участников группы с представителями малых народностей манси — членами семьи Самбиндаловых. Изучение быта и таёжной жизни малых народностей. 21:00 Горячий ужин (возможен в этническом стиле — из рациона питания манси) согласно предлагаемому меню. Вечерние индивидуальные дела. Ночь в тёплой мансийской избе у озера Турват. СПРАВКА: Озеро Турват — название обиходное. Полное мансийское название — Тагт-Талях-Нёр-ойка-Ялпынг-Тур, что в переводе «Святое озеро Нёройки (покровителя гор) в истоках Сосьвы». Над озером возвышается священный хребет Ялпынгнёр (Нёр-Ойка), с которого стекает священная река Ялпынг-Я (Вижай). Живущие в 6 км от озера в истоках реки Маньи манси Самбиндаловы охотятся вокруг горы, но поднимаются на гору только мужчины, поскольку гора священна, как и озеро. Женщинам даже смотреть на озеро нельзя. Озеро Ялпынг-Тур издавна принадлежало роду манси "Сампильталовых". В обычное время ловля рыбы разрешалась лишь «на котёл» — не более чем на дневное пропитание. Массовый лов рыбы мог производиться только в тяжёлые голодные годы по решению всего рода. Основное средство существования для манси Самбиндаловых — охота. Ходят в лес как на работу. В становище манси до сих пор существуют священные амбары — ялпынг-сумьяхи, лабазы на "курьих ножках". В лесном поселении, у озера Турват, проживает мансийская семья Самбиндаловых, которая ведёт традиционный образ жизни. Озеро Турват (Ялпынг-Тур) для манси является святым. От деда к отцу, от отца к сыну, у манси веками передавались привилегии и обязанности, связанные с сакральным знанием. Появление озера Ялпынг-Тур относится к наиболее ранним событиям в мифологической истории манси и связано с легендой о происхождении земли. Дух-покровитель местных гор Нёр-Ойка (Горный Старик) и Чохрынь-Ойка (Старик-Нож) избрали своим пристанищем истоки великой Северной Сосьвы, обнимающей с двух сторон святое озеро. Их же избрал для жительства род Самбиндаловых — род хранителей этих богов. Манси других фамилий могли связываться с Нер-Ойкой и Чохрынь-Ойкой только через них. Расстояние первого дня снегоходного маршрута: 140 км.
7:00 Подъём, утренние сборы. 8:00 Горячий завтрак (согласно меню). Упаковка снаряжения (личные вещи, продукты, кемпинговое снаряжение и ГСМ). Укладка необходимой амуниции и канистр с топливом в специальные сани и в кофры. Прогрев и проверка снегоходов. 10:00 Продолжение маршрута. Восточные отроги Уральского хребта — болота, реки, озера, редколесье и еще раз болота. Поднимающиеся на горизонте горная цепь будет вселять в нас надежду, что мы двигаемся в правильном направлении. В ряде мест мы увидим последствия борьбы человека с природой — это и заброшенная золотодобывающая драга, и увязший навечно в трясине лесовоз и др. Задача дня — дойти до реки Манья и выбраться на «вездеходку», которая раньше носила название "Сибиряковский тракт". Эта дорога названа в честь известного северного промышленника, построившего ее в конце 19 века для перевозки дешевого сибирского хлеба из Западной Сибири в Печорский край. Она тянется через Урал к реке Илыч по так называемому Югринскому проходу через хребет — одному из древних путей через Урал, по которому манси — вогулы — в прошлом ходили на меновый торг к племенам Коми. 18:00 Остановка на ночь: вариант 1: таежная база «Дом у Рудольфа». вариант 2: бывшая фактория золотоискателей в районе «Трехречья». Выбор маршрута следования будет зависеть от ряда факторов — толщины льда на реке, состояния лесовозных дорог и др. В любом месте Вас ждут скромный деревянный дом (или домики) с минимальным набором удобств. Печка, полати, широкий стол и отдельно стоящая русская баня — вот и весь неприхотливый быт. Туалет на улице. До революции одним из основных занятий местного населения, наряду с охотой, рыбалкой и другими промыслами, была золотодобыча. Издавна она велась старательными артелями или вольными разведчиками. Коренные жители (манси) без всякой корыстной цели указывали старателям на выходы горной породы и на старинные раскопки. После войны советская власть запретила частную добычу благородного металла, но в глухих таежных урочищах продолжали появляться охотники за легкой добычей. В случае раннего приезда на базу участникам будет предложена возможность съездить на речной затон на рыбалку. СПРАВКА: На реке Манье и ее притоках — самые лучшие леса, преимущественно хвойные. Хороший лес является пристанищем зверей и дичи, в реках, текущих среди таких лесов, много рыбы. Гора Манья-Тумп зеленой шапкой возвышается над тайгой и считается священной, связанная с обитанием духов — хозяином гор, леса, лесного зверя… Считалось, что когда божество проникалось добротой к людям, оно сгоняло зверей вниз, в леса, давая тем самым богатый промысел охотникам. Протяженность снегоходной части второго дня маршрута в пути: 60-80 км.
7:00-9:00 Подъём, утренние сборы. Завтрак. Подготовка снегоходов (прогрев двигателя, укладка ланч-боксов и термосов с чаем в специальные кофры) и участников к выезду. Все лишние вещи остаются на базе, дальнейший путь проходит «налегке». Движение на запад и вверх по течению реки к новым интересным местам. Снегоходная часть третьего, самого сложного, дня экспедиции полностью посвящена движению и восхождению на плато Маньпупунёр. Путь до гор не представляет особых трудностей: плато Маньпупунёр часто посещают другие туристы, путешествующие на снегоходах, — поэтому тропа до гор может быть проложенной и не занесённой снегом. При сильных снегопадах участникам экспедиции предстоит утомительная нелёгкая работа по пробивке снегоходной тропы (буранника), которая требует значительных физических усилий и повышенного расхода ГСМ. Нить маршрута проходит севернее священной для манси горы Ялпынгнёр, группа двигается в западном направлении к истокам реки Печора на хребет Печерья-Таляхчахль, граничащий с горным массивом Янывондерсяхал. Путь (буранник) ведёт вдоль реки Большая Сосьва и пересекает её в районе трёхречья — живописного места, где сливаются три реки: Большая Сосьва, Котлия и Луцоулья. При удовлетворительном состоянии снегоходного путика (в случае если реки ещё не вскрылись ото льда), группа двигается вдоль ручья Янысос — притока реки Луцоульи с повышением высоты на вершину хребта Печерья-таляхчахль, на которой расположен кордон егерей Печоро-Илычского заповедника. Путь вверх по склонам г. Печерья-таляхчахль не лёгок и требует от снегоходчиков определённых физических нагрузок, связанных с удержанием снегохода на траверсе горной вершины. Преодолев подъём снегоходчики двигаются по безлесому перевалу и заснеженному курумнику. Для каждой группы, посещающей территорию Печоро-Илычского биосферного государственного оформляется разрешение на посещение заповедника. Движение по территории заповедника на моторизованных транспортных средствах запрещено. Вариант (метод) посещения плато Мань-Пупу-Нёр для каждой группы, идущей под руководством проводников клуба "Дикий Север" согласовывается индивидуально. По прибытии участников экспедиции на плато: отдых в беседке у избы егерей — работников Печоро-Илычского заповедника, пребывание и экскурсия, включающая в себя: осмотр каменных столбов выветривания, информационно-познавательную лекцию, активную часть движения до столбов (от стоянки снегоходов — 400 м), фотосессии и видеосъёмку: отсюда хорошо просматриваются близлежащие горные вершины Главного Уральского хребта. Время пребывания на плато Маньпупунёр ограничено: не более 2 часов из-за непродолжительного светового времени суток. Снегоходчикам предстоит обратный путь до базы. На плато в беседке егерской (гостевой) избы предусмотрен горячий обед, предварительно приготовленный шеф-поваром для каждого участника экспедиции. Термооборудование для транспортировки горячих блюд участникам экспедиции предоставляется на клубных условиях. Вторая половина дня: движение группы в обратную сторону через Главный Уральский хребет по пробитой тропе, вдоль ручья и далее по реке Манья до базы золотоискателей Арбынья. В случае отклонения от графика движения (наступления тёмного времени суток), а также по общему желанию снегоходчиков, у группы есть возможность остановиться на ночной отдых в горном модуле партнёров клуба, расположенного в 11 км от плато. 19:00 (20:00) Прибытие на базу. Горячий чай по приезде и обмен впечатлениями. 21:00 Сытный ужин. Банька на берёзовых дровах (по желанию команды, оплачивается отдельно). Вечерние индивидуальные дела. Ночь в тёплом гостевом доме. СПРАВКА: Горное плато Маньпупунёр (Маньпупунёр, Мань-Пупу-Нёр, Мань-пупы-ньер, Мань-пупыг-нер) или плато со Столбами выветривания (мансийскими болванами) — это геологический памятник, расположенный в Троицко-Печорском районе Республики Коми России. Каменные столбы находятся на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (с языка манси переводится как «малая гора идолов»), в междуречье рек Вычегды и Печоры. Второе название — «Болвано-из», что с языка Коми — «Гора идолов». Отсюда и произошло народное упрощённое название останцев — «Болваны». Останцев на плато 7, высота от 30 до 42 м. Фактически на плато Маньпупунер столбов выветривания больше чем семь просто одна группа из семи столбов стоит кучнее. С Маньпупунёром связаны многочисленные легенды, прежде он являлся объектом культа манси. Координаты плато Мань-Пупу-Нёр: GPS: 62°15′28.44″ С. Ш. 59°17′52.8″ В. Д. С 2008 года Семь столбов выветривания, расположенных на Уральском хребте, были официально признаны одним из Семи Чудес России. Около двух сотен миллионов лет назад на месте плато, где находятся эти столбы выветривания, располагались огромные горы, состоящие, в основном, из слабых пород. Эти породы подвергались воздействию различных природных явлений. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. И только столбы выветривания остались сегодня в первозданном виде. Геологическое название столбов на плато Маньпупунёр — останцы. Их состав, в основном, представлен серицитокварцитовыми сланцами, которые более устойчивы к капризам природы и времени. Геологи считают, что семь столбов выветривания — это скальные кекуры. Горное плато Мань-Пупу-Нер всегда было священным местом для вогулов, но его сила носила отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Шесть из семи столбов выветривания располагаются по краю обрыва, а седьмой находится в отдалении от них. Каждый из Мансийских Болванов имеет своеобразную и причудливую форму. Причем, если смотреть на столбы выветривания с разных сторон, то всякий раз видятся разные образы. Могут почудиться люди, животные, предметы. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают фигуру огромного человека, голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом. Предлагаемых клубом «Дикий Север» вариантов маршрутов для того, чтобы увидеть это невероятное творение природы несколько: летом мы доставим вас на вертолёте, зимой организуем заброску группы на наших клубных снегоходах. Либо можно самостоятельно пройти много километров пешком по безлюдной тайге — совершенно необитаемым местам. Увиденное зрелище впечатляет, никакие фотографии и видеофильмы не смогут передать живую мощь исполинов. Очень быстро начинаешь верить в реальную силу, чувствовать её, исходящую из этого места. Не случайно это место считается одним из мест Силы. С наступлением зимы, Мансийские Болваны под слоем льда выглядят хрустальными изваяниями, а осенью они будто проплывают над землей в туманной дымке. Плато Маньпупунёр находится на особо охраняемой территории в Печоро-Илычском заповеднике. У заповедника есть своя задача — сохранить растительный покров и другие компоненты экосистем. Регламентированный график посещения заповедника спланирован таким образом, чтобы на его территории одновременно не находилось много людей. Могут быть также запреты на посещение, связанные с опасностью лесных пожаров. Чтобы сделать доступным и контролируемым посещение Плато Маньпупунёр, силами Печоро-Илычского заповедника на хребте построен каркасный дом для егерей, партнёрами заповедника залита и введена в эксплуатацию вертолётная площадка и дроблёным камнем обустроены специальные дорожки для того, чтобы не нарушать экосистему мхов, растущих на плато. В непосредственной близости от плато Маньпупунер находятся еще несколько мансийских святилищ: в 20км на север — каменный город духов Торе-Порре-Из, в 100км на юг — Перевал Дятлова (хребет Холат-Чахль, Гора мертвецов или Мёртвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси. Там же погибла легендарная группа студентов УПИ под руководством Игоря Дятлова (февраль 1959г.). Неподалёку расположен хребет Ялпынгнер, относительно недалеко находится хребет Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Плато Мань-пупу-Нёр на Уральском хребте является самым культовым. В 10км восточнее плато берет свое начало река Печера. Человек, попадая на плато, не может не почувствовать мистического и загадочного воздействия этого уникального места, особенно, вблизи от каменных великанов. Когда эти исполинские камни предстают перед глазами, такое определение, как геологический памятник или причины их возникновения, названные геологами, кажутся мифом, а легенды, наоборот, — правдой. На Северном Урале не только плато Маньпупунер заслуживает эпитетов "волшебное" и "магическое", но, несомненно, оно самое красивое и впечатляющее.
7:00 Подъём, утренние сборы. Горячий завтрак. 8:00-10:00 Упаковка и укладка в транспортировочные сани личных вещей. Прогрев и подготовка снегоходов к выезду. Путь проходит в обратном направлении до озера Турват по маршруту движения частично второго и полностью третьего дней. Группа участников снегоходной экспедиции двигается по ранее накатанному пути, но уже в южном направлении вдоль Уральского хребта. В течение первой половины дня снегоходчики пересекают знакомые уже реки Малую Сосьву и Лозьву, с примыкающими замёрзшими урочищами и болотами, проезжают по изученной местности до "Базы Ильича", где предусмотрена остановка на обед-перекус. 15:00 Прибытие на стоянку «изба Ильича» или «база Ильича». Ранее, во времена госпромхозов, это была орехо-промысловая база. Кедровый орех заготавливали в могучем старом кедраче в километрах в пяти от нее. База расположена в живописном месте: вокруг высокоствольный сосновый бор, на реке обширный плес, где когда-то рыбачил сторож геологической партии Ильич. Геологи давно уж покинули эти места, а название места осталось. Дальнейшее движение — по замерзшей реке Лозьва (перевод с коми-пермяцкого: «лоз» — синий, голубой, «ва» — вода). В верхнем течении реки вода действительно чистая, прозрачная. Главный исток берет начало в каровом озере на склоне горы г. Отортен. После 18:00. Прибытие в расположение туристической базы "Елес-Тур". 20:00 Праздничное застолье в честь участников экспедиции. Горячий изысканный ужин от шеф-повара согласно меню. Обсуждение путешествия и общение участников группы. По желанию команде предоставляется баня (не включена в стоимость тура). Ночь в тёплых гостеприимных избах на базе "Елес-Тур". Корректировка маршрута: Увеличение снегоходной части маршрута. При достаточном количестве времени у группы существует возможность отправиться на печально-известную достопримечательность Северного Урала — Перевал Дятлова, где у мистических и угрюмых склонов Горы мертвецов при странных обстоятельствах в феврале 1959 года одновременно погибла вся группа, состоящая из девяти студентов под руководством опытного походника — Игоря Дятлова. Для этого необходим ещё один, дополнительный день. Участники экспедиции, располагающие достаточным количеством времени и запасом топлива, могут совершить радиальный выезд до хребта Холат-Чахль с базы Ильича, либо с туристической базы «Елес-Тур». СПРАВКА: Турбаза «Елес-тур», расположенная на берегу озера Ушминское, является самой северной базой Свердловской области. Здесь, в комфортных условиях, можно отдохнуть и набраться сил перед радиальными утомительными выездами по маршруту. Турбаза построена партнёрами клуба в 2012 году. Располагает тремя отдельными превосходными уютными избами, баней, летней и зимней столовыми. Выстроена база с учетом комфортных условий для отдыха в лесу. Существующая инфраструктура: этнические рубленые дома с русской печью, мансийскими лабазами, дровяниками. Удобства (во дворе), вода (из проруби), приготовление пищи на печи. Шикарная гостиная-столовая с большим обеденным столом. Электрическое освещение возможно при условии наличия исправного бензогенератора. Дополнительная информация: Урочище Перевал Дятлова — перевал на Северном Урале между горой Холатчахль и безымянной высотой 905. Здесь в 1959 году при невыясненных обстоятельствах погибла группа туристов из 9 студентов УПИ, возглавляемая Игорем Дятловым. Тайна перевала всё ещё ждёт разгадки. Трагедия, которая произошла на севере Урала, всё ещё будоражит умы учёных, исследователей, криминалистов и путешественников. Девять студентов, опытных туристов, отправились в зимний лыжный поход. Обратно никто не вернулся. Все умерли в одну ночь. Следствие было закрыто с формулировкой, обозначающей причину гибели как: «Стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии». Ребята погибли от обстоятельств, не имеющих признаков преступления. Но слишком странной была картина гибели людей, а последующие события породили массу вопросов. Это заключение таит в себе больше загадок, чем ответов и не исключает множества версий, гипотез, предположений. Главной загадкой трагедии остается одновременный выход всей группы из палатки, в которой ночевали туристы. Дневной пробег (снегоходная часть): 150 км.
8:00 Подъём, утренние сборы. 8:30-10:30 Горячий завтрак (согласно меню). Сдача домиков, сбор личных вещей, формирование транспортных баулов. Подготовка к выезду: прогрев и визуальный осмотр техники на предмет неисправностей. Выезд с базы "Елес-Тур" по направлению к точке старта — к слиянию рек Лозьва и Вижай. Посещение нескольких интересных мест этого региона: Мансийское становище "Тресколье". Тресколье (пер. с мансийского: дом у скалистой реки или каменный дом на берегу реки). Поселение расположено в живописнейшем месте напротив хребта Тумп-Капай (пер. манс. «большая гора»). Поселения манси состоит из кямкелей — изб близких и дальних родственников. Постоянные избы отапливаются с помощью чувала — некоего подобия камина, собранного из жердей и обмазанного глиной. Это очаг использовали так же для приготовления пищи. Хлеб манси пекут в особых печах, расположенных недалеко от дома. Участники путешествия смогут своими глазами увидеть эти удивительные постройки, а также рубленые дома с двускатными крышами, печки для выпекания хлеба — нянь-кур, настоящие амбары на курьих ножках и священные ялпынг-сумьяхи, для охраны которых по всей деревне на деревьях развешаны тотемы — медвежьи и лосиные черепа. Пещеры на реке Лозьва. Участники экспедиции смогут побывать в неизвестном до недавнего времени комплексе карстовых пещер, о существовании которых знают лишь немногие специалисты. Наши гости ощутят себя первопроходцами, а, возможно, и обнаружат новый лаз в уже исследованной части пещеры. Так как пещеры расположены в труднодоступном месте, в связи с чем малопосещаемы, поэтому у участников экспедиции имеется масса возможностей для новых находок или открытий. Переезд по накатанному снегоходному пути к броду через горную реку. Выезжаем на берег реки Вижай. Название реки имеет коми-пермяцкое происхождение: «вежа» — «святой», «ай» — отец. Любопытно, что по-мансийски эта река называется Ялпынгъя, что тоже означает «святая река». 15:30-16:30 Прибытие путешественников в точку окончания путешествия — в расположение туристической базы "Вижай". Окончание снегоходной части маршрута. Общее фото на память о нашем путешествии. Развязка саней и распаковка транспортировочных баулов с личными вещами, переодевание из снегоходной экипировки в более легкую одежду. 16:30-19:00 Переезд на машине повышенной проходимости до г. Ивдель (расстояние около 100 км). Заселение в гостиницу. Общий сбор туристов и пешая прогулка до уютного кафе. Ужин и общение гостей. Ночь в номерах. Расстояние пятого дня маршрута на снегоходах: около 80 км. Движение на автомобиле: 100 км.
7:00 Подъём, утренние процедуры. 7:00-8:30 Завтрак в гостинице. Сборка и упаковка личных вещей, укладка рюкзаков или сумок в машину. Сдача номеров. Разъезд участников снегоходной экспедиции. Окончание путешествия.